English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

• Уровень 1 — Звук

Рекомендую для начинающего альт-саксофониста использовать мундштук Meyer 5m (или аналог типа D'Addario Select Jazz D5M или Vandoren V16 A5M) в сочетании с тростями Vandoren Java 2 (зелёная коробка). Для начинающего тенор-саксофониста мундштук Otto Link Vintage 6* или Otto Link STM 6* в сочетании с тростями Vandoren Java 2 (зелёная коробка). Это позволит приятно и без проблем начать обучение и продолжать играть в течение многих лет, так как все перечисленные модели мундштуков являются традиционным выбором знаменитых джазовых музыкантов.

Задания этого уровня необходимо выполнить за один урок и затем ежедневно отрабатывать в течение одной недели. Основная задача уровня 1 — получить начальные навыки по звукоизвлечению на саксофоне. На данном этапе для выполнения упражнений и игры музыкального произведения нотная грамота не потребуется. Обозначение аппликатуры соответствует количеству «зажатых пальцев», начиная сверху.

«0» — все клапаны отпущены,
«1» — указательный палец левой руки закрывает основной клапан (Си),
«2» — указательный и средний палец левой руки закрывают 2 верхних клапана,
«3» — три пальца левой руки закрывают три клапана,
«4» — три пальца левой руки и указательный палец правой руки закрывают четыре клапана,
«5» — три пальца левой руки, указательный и средний палец правой руки закрывают пять клапанов,
«6» — три пальца левой руки и три пальца правой руки закрывают шесть клапанов,
«7» — три пальца левой руки и три пальца правой руки закрывают шесть основных клапанов, правый мизинец закрывает нижний клапан-лепесток (нижняя До),
«8» — три пальца левой руки и три пальца правой руки закрывают шесть основных клапанов, правый мизинец закрывает нижний клапан-лепесток, левый мизинец закрывает нижний клапан-лепесток площадки (нижний Си-бемоль),
«+D3» — открыт октавный клапан, верхней частью ладони левой руки открыть ближайший боковой клапан-лепесток (верхняя Ре), все остальные клапаны отпущены,
«+» — открыт октавный клапан (большой палец левой руки),
«-» — без октавного клапана.

1

Извлечём первый звук. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, ступни слегка развёрнуты. Плечи назад, поясницу вперёд, вдохните полной грудью и оставьте грудную клетку в раскрытом положении. Голова — прямо, подбородок слегка опущен. Саксофон — прямо перед вами, при этом слегка наклонён относительно корпуса — нижняя часть инструмента чуть правее чем верхняя и упирается в правое бедро. Саксофона всегда касаемся только подушечками пальцев. Первый звук извлечём не нажимая никаких клапанов (обозначение аппликатуры — «0»). Откройте рот и поставьте верхние зубы в одном сантиметре от кончика мундштука. Слегка закройте рот и обхватите мундштук губами. «Губы в трубочку». Спокойно дуньте в саксофон. Если звук не появился, попробуйте ещё раз, но теперь дуньте немного сильнее. Ещё раз, но теперь постарайтесь протянуть звук как можно дольше. Повторить 3 раза.

2

Далее сделаем упражнение «самолётик». Играем без нажатых клапанов (обозначение аппликатуры — «0»). Губы по прежнему обхватывают мундштук, и их положение никогда не меняем. Извлекаем тот же звук, но теперь начинаем медленно приоткрывать рот, опуская нижнюю челюсть, подобно плавному переходу от пропевания звука «У» к звуку «О», что так же напоминает зевание. Звук саксофона понижается, но для того чтобы он не исчез, приходится увеличивать силу выдоха. Понижаем звук, затем так же плавно возвращаем высоту обратно, постепенно поднимая нижнюю челюсть. Чем ниже удаётся опустить звук, и чем дольше получается удержать его внизу, тем лучше. Повторить упражнение 3 раза.

3

Упражнение «коровушка». Всё как в предыдущем упражнении, но теперь несколько раз широко подвигаем нижней челюстью вверх-вниз. Движения подобны как при медленном жевании. Звук попеременно понижается и повышается. Чем шире, тем лучше. Повторить упражнение 3 раза.

4

Упражнение «ступеньки вниз». Извлекаем звук без нажатых клапанов (обозначение аппликатуры — 0), и начинаем спускаться вниз, добавляя по одному пальцу начиная сверху: указательный палец левой руки (закрывает основной клапан (Си)), средний палец левой руки, безымянный левой руки, указательный правой руки, средний правый, безымянный правый, правый мизинец (нижний клапан-лепесток (нижняя До)), левый мизинец (нижний клапан-лепесток площадки (нижний Си-бемоль)). То есть играем без октавного клапана: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. С ноты на ноту переходим без участия языка, что называется «легато», то есть «связанно». Чем ниже нота, тем сильнее опускаем челюсть и добавляем мощность выдоха. В любом месте можно прерываться для того чтобы вдохнуть новую порцию воздуха. Если получится сделать «коровушку» на самой нижней ноте — вообще прекрасно. Повторить упражнение 3 раза. Если не удастся извлечь две нижние ноты, ничего страшного, можно преходить к следующему упражнению. Получатся немного позднее.

5

Упражнение «челнок вниз». Последовательность нот как в предыдущем упражнении, но теперь чередуем их с «0» — когда все клапаны отпущены. То есть играем без октавного клапана: 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 0-5, 0-6, 0-7, 0-8. Соответственно чередуем открытое и закрытое положение нижней челюсти. С ноты на ноту переходим «легато». Стремитесь чтобы все ноты прозвучали чисто без призвуков и нижние ноты не срывались наверх. Не давите на трость. Повторить упражнение 3 раза.

6

Упражнение «ступеньки вверх». Принцип обратный «ступенькам вниз», то есть теперь будем подниматься, отпуская по одному пальцу. Все ноты играем с октавным клапаном, и начинаем с 6 — «зажаты» все шесть основных клапанов (с 1 по 6). Играем с октавным клапаном: 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 и клапан D3 (открыт октавный клапан, верхней частью ладони левой руки открыть ближайший боковой клапан-лепесток (верхняя Ре), все остальные клапаны отпущены). С ноты на ноту переходим «легато». Чем выше нота, тем сильнее дуем. Повторить упражнение 3 раза. Если не удастся извлечь две-три верхние ноты, ничего страшного, можно смело преходить к следующему упражнению.

7

Упражнение «челнок вверх». Последовательность нот как в предыдущем упражнении, но теперь чередуем их с «6» — когда все клапаны отпущены. То есть играем с октавным клапаном: 6-5, 6-4, 6-3, 6-2, 6-1, 6-0, 6-D3. С ноты на ноту переходим «легато». Стремитесь чтобы все ноты прозвучали чисто без призвуков. Не давите на трость, дуйте сильнее. Повторить упражнение 3 раза.

8

Атака звука — это начало звука. При основном способе атаки звука при игре на саксофоне используем язык. Произнесите вслух несколько раз подряд слог «Ту». Теперь протяните звук не нажимая никаких клапанов (0), и произведите движения языком подобные произнесению слога «Ту», только язык будет касаться не верхних зубов или альвеол, а трости. Причём кончика трости не снизу, а с торца. Язык не должен задерживаться на трости. Дотронуться и сразу отдёрнуть. Образ — язык работает как клапан.

9

Сыграйте «ступеньки вниз» и «ступеньки вверх», отмечая каждую ноту языком. Стремитесь к одновременности работы дыхания, пальцев и языка.

10

Откройте ноты Summertime (George Gershwin & DuBose Heyward) (файл в архиве 001 с учебными материалами — Antosha Haimovich - Summertime (for beginner).pdf). Если вы ещё не знакомы с этой песней, послушайте её в исполнении Ella Fitzgerald & Louis Armstrong в сети Интернет. Для того чтобы сыграть наше первое музыкальное произведение нам осталось выучить только одну ноту. Это нота «До», и обозначается она латинской буквой «C». В данном произведении используется так называемая средняя «До», для извлечения которой нам нужно зажать средним пальцем левой руки второй сверху клапан саксофона, без октавного клапана. Средняя нота до обозначается «-C». Первая фраза состоит из трёх нот: +5, -С, +5, то есть – пять с октавным, До без октавного, пять с октавным. Сыграйте их. На обозначения нот пока не смотрите, нам нужны только цифры подписанные над нотами. Теперь обратите внимание, что цифры расположены на разной удалённости друг от друга – это лента течения времени. То есть если до следующей ноты расстояние небольшое, то она короткая, если расстояние больше, значит и нота имеет большую продолжительность. Таким образом получается что первые две ноты будет короткие, а третья нота очень длинная. На длинной ноте сделайте «коровушку», но только не слишком широко — этот приём называется «вибрато». В данных нотах вибрато обозначено волнистой линией и все длинные ноты мы будем исполнять немного «покачивая» звук с помощью жевательных движений нижней челюсти.

Итого получается что первая музыкальная фраза состоит из двух коротких нот и одной длинной с вибрато. Все ноты играем с атакой языком, то есть первая фраза будет выглядеть так: «Ту, ту, ту-о-у-о-у-о-у-о-у-о-у-о-у-о». Сыграйте первую фразу несколько раз.

Теперь пользуясь этим принципом разберите вторую строку. Помните об октавном клапане! «+» нажать октавный клапан, «-» — отпустить. Не забудьте, что для нижних нот нужно дать побольше свободы трости (это образ), то есть приоткрыть челюсть и дуть несколько сильнее, чтобы продуть всю длину трубы саксофона (это образ). Длинные ноты с вибрато. Повторите вторую строку несколько раз.

Разберите третью строку и тоже повторите. Последняя нота с вибрато.

На четвёртой строке чередуем две ноты. Длинная нота с вибрато.

Пятая строка подобна первой, но теперь разобъём языком «+6» на три отдельные ноты, причём на последней длинной сделаем вибрато.

Шестая строка точно повторяет вторую.

На седьмой строке начинается длинная фраза. Дыхание пока можно брать в любом месте. Для нижних нот открываем челюсть. На двух последних нотах останавливаемся и делаем вибрато.

Теперь стоит сыграть песенку с начала до конца, не останавливаясь, и не позволяя себе делать попытки исполнения нот или фраз. То есть основная задача – сыграть полностью, просто как получится, как это позволяет ваш исполнительский уровень, то есть уровень человека, который первый раз взял саксофон в руки и за час смог добиться самостоятельного исполнения своего первого музыкального произведения.

 

Домашнее задание. В течение недели ежедневно играть:

I. ЗВУК

Базовые упражнения по работе над звукоизвлечением Antosha Haimovich - Developing Your Saxophone Tone.pdf

1. Самолётик (The Airplane) — 2 раза
2. Коровушка (The Cow) — 2 раза
3. Ступеньки вниз (The Steps Down) — 2 раза
4. Челнок вниз (The Shuttle Down) — 2 раза
5. Ступеньки вверх (The Steps Up) — 2 раза
6. Челнок вверх (The Shuttle Up) — 2 раза

 

II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Summertime (George Gershwin & DuBose Heyward) вариант для начинающих. Играть несколько раз.

 

III. ГРАМОТА

Прочитать — «Глава 27 • Элементарная нотная грамота» из книги «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

ОГЛАВЛЕНИЕ   УРОВЕНЬ 2

 

 

     
 

 
     
 

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9