English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

• Уровень 2 — Аппликатура

Основная задача уровня 2 – освоить базовый уровень исполнения аппликатурных последовательностей саксофона. Другимим словами, научиться нажимать клавиши саксофона. Выучить их значение.

Ставить на одну половину пюпитра ноты, а на другую сторону — аппликатурную таблицу Antosha Haimovich - Saxophone Fingerings for Beginner (RU).pdf

 

I. ЗВУК

Базовые упражнения по работе над звукоизвлечением Antosha Haimovich - Developing Your Saxophone Tone.pdf

1. Самолётик (The Airplane) — 2 раза
2. Коровушка (The Cow) — 2 раза
3. Ступеньки вниз (The Steps Down) — легато, 2 раза
4. Челнок вниз (The Shuttle Down) — легато, 2 раза
5. Ступеньки вверх (The Steps Up) — легато, 2 раза
6. Челнок вверх (The Shuttle Up) — легато, 2 раза

 

II. СОЛЬФЕДЖИО

Для занятий развитием музыкального слуха требуется клавиатура фортепиано, в качестве которой можно использовать программы и приложения для компьютеров, планшетов или смартфонов, но лучше всего обзавестись цифровым пианино любого уровня, которые производят такие известные производители как: Yamaha, Korg, Roland. Пианино в дальнейшем пригодится не только для сольфеджио, но и для изучения аккордов и их последовательностей, то есть гармонии. Для начала можно воспользоваться, например,  virtualpiano.net, или coolpiano.ru, или любой другой виртуальной клавиатурой.

На данном этапе необходимо научиться точно попадать голосом в одну ноту. Для этого нужно сделать такие упражнения:

  1. Изобразите голосом на звуке «А» упражнение «Самолётик (The Airplane)», которое вы играете на саксофоне в начале каждого занятия. Звуковысотность не важна, пойте в любом удобном для вас регистре.

2. Нажмите и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту До — это белая клавиша, которая находится чуть левее двух чёрных клавиш (До первой октавы для высоких голосов, которая находится приблизительно в центре клавиатуры. До малой октавы для низких голосов, которая находится несколько левее центра клавиатуры). Внимательно прислушайтесь к характеру её звучания.

3. Нажмите и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту До и медленно спойте «Самолётик», от любого звука находящегося выше ноты До. Когда звук голоса полностью совпадёт с нотой До фортепиано, остановите понижение звука и протяните голосом полученную ноту До. Послушайте как сливаются воедино звук голоса и фортепиано. Затем исполните вторую половину «Самолётика», то есть постепенно отойдите от ноты До вверх. Выполните это упражнение несколько раз. Добейтесь чёткости и осознанности.

Плавное изменение высоты звука называется «глиссандо» с ударением на «а» (италльянское glissando от французского glisser — скользить). Таким образом упражнение «Самолётик» представляет собой непрерывное последовательное нисходящее и восходящее глиссандо.

4. Нажмите и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту До и медленно спойте восходящее глиссандо, от любого звука находящегося ниже ноты До. Когда звук голоса полностью совпадёт с нотой До фортепиано, остановите повышение звука и протяните голосом полученную ноту До. Послушайте как сливаются воедино звук голоса и фортепиано. Затем вновь отойдите от ноты До, исполнив нисходящее глиссандо. Выполните это упражнение несколько раз. Добейтесь чёткости и осознанности.

5. Одновременно нажимайте на клавиатуре фортепиано ноту До и сразу, без подготовки, пойте её, используя английское слово «One» [wʌn], [уАн]. Это обозначение первой ступени в гамме, для чего это нужно станет ясно из последующих занятий.  Выполните это упражнение несколько раз. Добейтесь чёткости попадания в ноту и осознанности.

 

III. ГАММА

Пользуясь аппликатурной таблицей играть по нотам гамму натуральный До мажор (базовый уровень) Antosha Haimovich - C Major (Basic Level).pdf Выучить наизусть.

 

IV. АППЛИКАТУРА

Прочитать — «Глава 28 • Порядок нот» и «Глава 29 • Аппликатура» из книги «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

Чтение с листа (базовый уровень). Перед игрой каждого произведения найти и прослушать оригинал в сети Интернет. Всё внимание на звуковысотность. Ритм исполнять примерно, ориентируясь по слуху. Играем мелодии без аккомпанемента, то есть без сопровождения. Только ноты, без фонограмм. Темп удобный — очень медленный. Постоянно анализировать вниз или вверх двигается мелодия, каким образом сменяются ступени, то есть следуем по соседним ступеням или скачками. Каждое произведение не более одного раза — прочитали с начала до конца, и сразу принимаемся за следующую песенку. ВАЖНО: ВО ВСЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБСОЛЮТНО ВСЕ НОТЫ ИГРАТЬ С АТАКОЙ ЗВУКА ПРИ ПОМОЩИ ЯЗЫКА! Все длинные ноты исполнять с вибрато (по принципу упражнения «Коровушка»).

В архиве с учебными материалами четыре сборника:
Andrea Cappellari - Anthology Saxophone

Сначала прочитать из сборника Andrea Cappellari - Anthology Saxophone Alto 1 (Pitch Shifted for Tenor 1) следующие произведения в такой последовательности:

27 Strangers In The Night
13 Hatikvah
16 La Cucaracha
05 Besame Mucho
04 Amazing Grace
11 Greensleeves

Затем с самого начала первого сборника играем все оставшиеся песни. После этого все произведения подряд из второго, третьего и четвёртого сборника.

 

V. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ

Для того чтобы играть эстрадно-джазовую музыку на саксофоне необходимо иметь широкое и глубокое представление об эталоне звучания саксофона в эстраде и джазе. Фундаментальные основы звучания саксофона в любых стилях и направлениях блюза, джаза, рок и поп-музыки заключаются в традиционном джазе. Без понимания и освоения базовых стилей джазовой музыки добиться адекватного исполнения любых современных стилей крайне затруднительно, а зачастую и просто невозможно. Изучать основы джазового саксофона стоит постепенно, начиная с самых значимых ранних стилей и исполнителей.

Большинству современных людей необходимо научиться слушать музыку не как простой слушатель, а как музыкант. Для этого нужно каждый альбом исполнителя многократно слушать полностью, то есть с начала и до конца, не переключая и не перематывая треки. С каждым прослушиванием вы будете находить в музыке тонкие нюансы, всё более глубоко постигать особенности всего арсенала музыкальной палитры артиста. Те фрагменты альбома, которые с первого прослушивания были вам непонятны и трудны для восприятия, могут открыть для вас свой смысл и красоту, тем самым уровень вашего восприятия и понимания искусства может быть развит и обогащён. Каждый альбом необходимо прослушать не менее тридцати раз, причём не перескакивать с прослушивания одного альбома на другой, а ежедневно слушать один и тот же альбом не менее одного раза в день в течение месяца. Слушать нужно различными способами, как находясь в дороге, по возможности с закрытыми глазами, используя наушники, так и в качестве фоновой музыки для любых домашних или рабочих дел, которые позволяют наличие музыкального фона.

Перед прослушиванием альбома стоит прочитать материалы про соответствующий период жизни автора, и кратко познакомиться с историческими событиями в его стране и в мире, во время которых была создана эта музыка. Это позволит вам наиболее полно приблизиться к пониманию творчества автора. Эти сведения несложно найти в сети Интернет.

Для того чтобы вы не теряли интерес к изучаемой музыке не стоит слушать звукозаписи в формате Mp3. Минимально приемлемым форматом для музыканта является FLAC (англ. Free Lossless Audio Codec) — популярный свободный кодек, предназначенный для сжатия аудиоданных без потерь. Сейчас без проблем и бесплатно этот формат воспроизводят любые компьютеры, планшеты, смартфоны. Для PC и Mac — любые проигрыватели. Для Android, например, —  Poweramp. Для iOS, например, — FLAC Player+.

Необходимый минимум музыки для прослушивания вы найдёте в небольшой фонотеке, ссылка на которую есть на странице оглавления этого самоучителя игры на саксофоне. Первый альбом, который вам необходимо глубоко и с превеликим удовольствием изучить — 01. Duke Ellington & Coleman Hawkins - 1962 - Duke Ellington Meets Coleman Hawkins

ОГЛАВЛЕНИЕ   УРОВЕНЬ 3

 

 

     
 

 
     
 

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9