English  

Новинки•История•Афиша•Уроки•

 
         
 

 
     
 

Глава 29 • Аппликатура

Аппликатура саксофона — (от немецкого applikatur, и латинского applico — прикладываю, прижимаю) комбинация из нажатых и отпущенных кнопок клавиатуры саксофона для получения различных нот, и разнообразных звуковых эффектов. Другими словами аппликатура саксофона — это то, «что нужно нажать, чтобы было красиво».

Для лучшего освоения аппликатуры саксофона для начала стоит разобраться с физическим принципом возникновения звука и изменением его высоты в механизме под именем «Саксофон». Собственно, что такое звук, слышимый человеком? Некое звучащее тело колеблется, и «расшатывает» своими движениями воздух, то есть заставляет его волнообразно колебаться. Колебания распространяются в атмосфере в виде звуковых волн, и эта пульсация воздуха воздействует на барабанную перепонку в ушах человека. Далее срабатывает механизм слуховых органов, который в конечном итоге трансформирует полученную информацию в нервные импульсы и передаёт их в мозг, где всё это анализируется, и человек понимает, что такое он услышал. Это несколько упрощённая схема, так как мы слышим не только ушами, но и чувствуем звук вестибулярным аппаратом, кожей всего тела, а особенно громкие и низкие звуки даже с помощью внутренних органов. Сам саксофонист в момент игры в добавок ко всему, воспринимает звук, передаваемый с мундштука через зубы и кости черепа, непосредственно на органы воспринимающие звуковые колебания, что в свою очередь несколько искажает восприятие и саксофонист слышит свой звук не совсем так, как его воспринимают слушатели в реальности. Принцип этого эффекта подобен тому как неправдоподобно мы слышим свой собственный голос, что легко проследить с помощью звукозаписи.

Теперь разберёмся непосредственно с саксофоном. Основным звучащим телом в случае с духовыми инструментами является столб воздуха, заключённый внутри инструмента. Разумеется, сам корпус саксофона тоже звучит, однако заставляет его вибрировать именно столб воздуха, находящийся внутри. Когда мы дуем в мундштук саксофона, воздушной струя стремится закрыть входное отверстие кончиком трости саксофона, которая несколько прогибается под воздействием силы потока воздуха, однако трость имеет собственную упругость и поэтому не только противостоит, но и по инерции проходит положение покоя. Но, так как мы не перестаём воздействовать на неё с помощью выдыхаемого воздуха, трость снова вынуждена пытаться закрыть клюв мундштука и вновь начинает действовать упругость, и так далее. Цикл повторяется вновь и вновь, причём с очень высокой скоростью, что правильнее стоит назвать частотой. На самом деле трость колеблется с достаточно широким спектром частот, то есть если тонкий кончик трости вибрирует с высокой частотой, то участки трости более удалённые от кончика, выдают всё более низкие и ещё более низкие частоты. Колебание трости возбуждает колебание воздушного столба, заключённого внутри саксофона, что в свою очередь порождает вибрацию всего корпуса и механизмов саксофона. Так возникает звук в саксофоне. Высота звука зависит от длинны столба воздуха, которую мы можем регулировать с помощью клапанов. Если закрыть все клапаны и извлечь звук, то получится самая низкая нота, предусмотренная конструкцией саксофона, так как длинна воздушного столба будет максимальной. Если открыть один самый нижний клапан, то длинна воздушного столба уменьшится и звук станет на полтона выше. Таким образом, закрывая клапаны саксофона, мы понижаем звук на соответствующие интервалы, а открывая, повышаем. Однако при игре на саксофоне используются звуки находящиеся ещё выше, чем при всех открытых клапанах. Это достигается с помощью октавного клапана, который помогает разделить столб воздуха пополам, что позволять извлечь звук с частотой вдвое выше, то есть выше на октаву. Об этом поговорим подробнее в главе посвящённой обертонам. Таким образом, мы можем воздействовать на высоту звука с помощью изменения длинны звучащего столба воздуха, заключённого в саксофоне, а так же с помощь изменения скорости выдыхаемого потока, что позволяет заставлять колебаться составные части столба воздуха, что в свою очередь даёт ещё более высокие звуки.

На первом этапе освоения саксофона необходимо научиться ставить руки и пальцы в рабочее положение. Для начала можно позаниматься перед большим зеркалом, чтобы наглядно представлять где расположены клавиши саксофона. Для этого удобно использовать упражнения «Ступеньки и челноки», которые подробно описаны в главе «Комплекс ежедневных упражнений на звук». Эти упражнения легко исполнять наизусть, что позволит не растрачивать внимание на нотную запись, а сконцентрироваться на движениях пальцев рук. Затем стоит повторить эти упражнения без помощи зеркала, ориентируясь в расположении клавиш только на ощупь. Подушечка большого пальца левой руки должна постоянно находится на упоре, предназначенном для неё, а кончик пальца должен слегка нависать над клавишей октавного клапана. Подушечка большого пальца правой руки должна находиться прямо под крюком, предназначенным для пальца. Шесть основных пальцев, то есть указательные, средние и безымянные должны находиться точно над шестью основными клавишами саксофона. В дальнейшем левый указательный палец нужно слегка опустить так, чтобы он обслуживал две клавиши — Си и Си-бемоль. Все пальцы должны быть в естественном полусогнутом расслабленном состоянии.

Лучший способ для изучения аппликатурных комбинаций — поставить рядом аппликатурную таблицу и ноты хорошо известной вам песни, и читать ноты. Вовсе не обязательно точно соблюдать ритм. Вполне достаточно, если мелодия будет хоть сколько-нибудь узнаваема. Главное — не учить отдельные произведения наизусть, не доводить их до совершенства, а прочитать как можно большее количество различных мелодий, уделяя основное внимание именно правильности аппликатурных комбинаций. Это наиболее быстрый и приятный способ качественного изучения аппликатуры.

Чрезвычайно важное замечание для пианистов начинающих осваивать игру на саксофоне — во время изучения аппликатуры саксофона ни в коем случае не смотрите на клавиатуру фортепиано! Так как это добавляет лишнее звено в цепочке мыслительного процесса: нота — соответствующая клавиша на фортепианной клавиатуре — аппликатура на саксофоне. Это чрезвычайно затрудняет и затягивает начальный период учебного процесса, так как очень мешает начинающему саксофонисту понять и освоить логику аппликатуры саксофона.

Для многих нот основного диапазона саксофона существует несколько аппликатурных комбинаций, которые находят применение в различных ситуациях. Однако стоит изначально изучить и использовать именно основные аппликатуры по одной комбинации для каждой из нот, чтобы в процессе чтения нотного текста или импровизации перед вами не вставал выбор подходящей в данном случае аппликатуры. В логике есть такая аксиома: «Любое появление вариативности ведёт к усложнению алгоритма». Излишняя путаница ни к чему хорошему не ведёт. Начинающим саксофонистам не стоит искать удобных сочетаний аппликатур для плавного перехода между нотами. Тем более не нужно пытаться корректировать интонацию отдельных нот при помощи использования вспомогательных или специальных аппликатурных комбинаций. Пальцы человека имеют чрезвычайную подвижность, гибкость, вариативность движений, и способны справиться даже с самыми, на первый взгляд, неудобными переходами между нотами на саксофоне. Кроме всего прочего развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию мыслительной способности, основных психических процессов, речи и коммуникативности.

Трельные клапаны стоит использовать только для трелей, регистра альтиссимо и спецэффектов. Во время исполнения музыки следует думать об образе и эмоциях, а не о том какой аппликатурой удобнее взять ту или иную ноту в данном случае. Что же касается саксофона в джазе, использование основной аппликатуры, можно даже сказать необходимо, так как аппликатурные комбинации диктуются фразировкой и в них скрыта вполне определённая логика. Ещё раз заострю внимание, принцип использования только основной аппликатуры по одной комбинации для каждой из нот действителен только для джаза и эстрады, а в классической музыке использование различных аппликатур является стандартом и выбор оптимальной аппликатурной комбинации зависит от контекста музыкального произведения.

Ре второй октавы можно извлекать при помощи бокового клапана Ре третьей октавы без использования октавного клапана только для тембральных спецэффектов и некоторых видов мелизмов (например трель C#2-D2). Во всех остальных случаях, то есть когда нота Ре второй октавы является основной частью мелодической линии, её нужно брать при помощи основной аппликатуры. Основная аппликатура ноты Ре второй октавы — все шесть основных клапанов и октавный клапан. Если делать иначе, общепринятое, привычное, узнаваемое всеми слушателями звучание саксофона будет искажено, вплоть до того, что люди могут просто не узнать звучит саксофон или какая-то непонятная дудочка. Исправлять интонационную или тембровую неровность с помощью использования альтернативных аппликатур заведомо направляет вас по ложному пути. Любые поиски обхода проблем только усугубляют ситуацию и ведут к появлению новых неприятностей. Проблемы нужно решать, а не уходить от них. Выравнивание интонации и тембра между нотами Ре второй октавы и соседними нотами это нужно делать при помощи дыхания, что подробно описано в главах про дыхание, губы и язык. Таким образом, в эстраде и джазе трельные клапаны стоит использовать только для исполнения мелизмов (трелей, мордентов и группето). Если же сочетания нот Си — До, Си-бемоль (Ля-диез) — До, Си-бемоль (Ля-диез) — Си или Фа — Фа-диез (Соль-бемоль) встречаются не в украшениях, а в мелодии, то для нот До, Си-бемоль (Ля-диез) и Фа-диез (Соль-бемоль) первой и второй октавы стоит использовать именно основную аппликатуру, то есть без применения трельных клапанов. В эстраде и джазе ноту До второй и третьей октавы всегда нужно брать основной аппликатурой (средний палец левой руки), не используя трельный клапан До, даже при исполнении последовательности нот Си — До или обратной, Си-бемоль — До или обратной. В эстраде и джазе ноты Си-бемоль первой и второй октавы нужно брать исключительно указательным пальцем левой руки, то есть указательный палец левой руки должен закрыть сразу два клапана — Си и Си-бемоль. При последовательности нот Си — Си-бемоль или обратной клапан Си закрывается правой стороной подушечки указательного пальца левой руки, а левая сторона подушечки указательного пальца левой руки как бы «нависает» над клапаном Си-бемоль и в нужный момент его закрывает. В этот момент слегка согнутый указательный палец левой руки делает небольшое дугообразное движение в суставе. Кисть левой руки при этом двигаться не должна, то есть работает только указательный палец. Поверьте, это совсем не сложно, и в процессе практики палец сам найдёт удобное для себя движение. В эстраде и джазе ноту Фа-диез первой и второй октавы также всегда нужно брать основной аппликатурой (средний палец правой руки), не используя трельный клапан Фа-диез, даже при последовательности нот Фа — Фа-диез (Соль-бемоль) или обратной.

Что касается аппликатуры, саксофон является в своём роде одним из самых демократичных инструментов. То есть в его конструкции предусмотрено несколько аппликатурных вариантов для некоторых нот, которые схожи или даже аналогичны с аппликатурами других деревянных музыкальных инструментов, например, кларнета и флейты. Это позволяет не переучиваться в том случае, если у вас уже есть большой, многолетний опыт игры на кларнете или флейте, например, музыкальная школа и училище, то есть в общей сложности более 10 лет. Если вы не собираетесь в дальнейшем полностью отказываться от игры на этих инструментах, посвятив себя исключительно саксофону, стоит оставить всё как есть, и использовать при игре на саксофоне привычную аппликатуру кларнета или флейты, чтобы не создавать излишней путаницы и не тратить время и силы понапрасну.

В таблице «Аппликатура саксофона для начинающих» отображён принцип аппликатуры саксофона. Обратите внимание на ряд цифр: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 1/2 и 6м, 3 1/2, 3м, 1 1/2, 0 — это «табулатура для саксофона». Не стоит злоупотреблять пометками аппликатуры в нотах, табулатура предназначена в первую очередь для того, чтобы преподаватель быстро и понятно подсказывал или корректировал начинающего саксофониста в процессе игры. «Белые» ноты — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си первой октавы обозначаются цифрами, соответствующими количеству нажатых клапанов: «семь», «шесть», «пять», «четыре», «три», «два», «один». Во второй октаве — то же самое, но первое время приходится напоминать об октавном клапане.
До второй и третьей октавы — «половина», то есть второй палец левой руки, он же средний палец левой руки. «Чёрные» ноты обозначаются цифрами с дополнениями, например, Ре-диез — «шесть с мизинцем». Фа-диез — «три с половиной», то есть, все три основные пальца левой руки и второй палец правой руки, он же средний палец. Соль-диез — «три с мизинцем». Си-бемоль — «полтора», то есть указательный палец левой руки нажимает одновременно две клавиши. До-диез — «ноль», то есть все клапаны отпущены.


АППЛИКАТУРА САКСОФОНА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

 

Для самого начала свою первую мелодию вполне можно сыграть, используя «табулатуру» для саксофона — это позволит сосредоточиться на освоении азов звукоизвлечения. В табулатуре цифры обозначают количество зажатых кнопок, начиная сверху, то есть отсчёт идёт с указательного пальца левой руки. Буквой «C» обозначена нота До, для исполнения которой нужно нажать кнопку находящуюся под средним пальцем левой руки. Знаком «+» отмечены ноты которые нужно играть с октавным клапаном, кнопка которого зажимается большим пальцем левой руки, соответственно на нотах отмеченных знаком «-» его использовать не нужно. Для полной уверенности сверьте табулатуру песни с аппликатурной таблицей. Волнистой линией обозначены длинные ноты, на которые нужно сделать вибрато, с помощью движений челюсти, напоминающих жевательные. Все ноты обязательно начинайте атакой с помощью языка, то есть произнося слог «Да». Тяните все ноты, между нотами одной музыкальной фразы не должно быть пауз. Не торопитесь, делайте большие паузы между фразами. Ритм держите примерно и по слуху, главное, чтобы вы сами узнавали эту песенку в своём исполнении. Если вдруг удивительнейшим образом так получилось, что вы не знакомы с этим музыкальным произведением, наберите в поиске в Интернете «Summertime (George Gershwin)» и послушайте, как её исполняли знаменитые музыканты. 

 

Выучить «неудобные» ноты поможет следующее упражнение — сыграйте несколько раз в среднем регистре саксофона следующие последовательности нот:

 

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си;

Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До;

Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа;

Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си;

До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля;

Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До;

До-диез, Ре-диез, Ми-диез, Фа-диез, Соль-диез,
Ля-диез, Си-диез;

Си-диез, Ля-диез, Соль-диез, Фа-диез, Ми-диез,
Ре-диез, До-диез;

Си-диез, Ми-диез, Ля-диез, Ре-диез, Соль-диез,
До-диез, Фа-диез;

Фа-диез, До-диез, Соль-диез, Ре-диез, Ля-диез,
Ми-диез, Си-диез;

До-диез, Ми-диез, Соль-диез, Си-диез, Ре-диез,
Фа-диез, Ля-диез;

Ля-диез, Фа-диез, Ре-диез, Си-диез, Соль-диез,
Ми-диез, До-диез;

До-бемоль, Ре-бемоль, Ми-бемоль, Фа-бемоль,
Соль-бемоль, Ля-бемоль, Си-бемоль;

Си-бемоль, Ля-бемоль, Соль-бемоль, Фа-бемоль,
Ми-бемоль, Ре-бемоль, До-бемоль;

Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль,
Соль-бемоль, До-бемоль, Фа-бемоль;

Фа-бемоль, До-бемоль, Соль-бемоль, Ре-бемоль,
Ля-бемоль, Ми-бемоль, Си-бемоль;

До-бемоль, Ми-бемоль, Соль-бемоль, Си-бемоль,
Ре-бемоль, Фа-бемоль, Ля-бемоль;

Ля-бемоль, Фа-бемоль, Ре-бемоль, Си-бемоль,
Соль-бемоль, Ми-бемоль, До-бемоль.  

 

У саксофона существует три вида диапазона: оркестровый, рабочий и сольный. Оркестровый диапазон включает в себя ноты от Ре первой октавы до Ре третьей октавы, и в этот диапазон укладывается как большинство оркестровых партий, так и исполнение подавляющего большинства джазовых стандартов и популярных мелодий. Рабочий диапазон вдобавок к оркестровому захватывает и крайние регистры, то есть простирается от ноты Си-бемоль малой октавы до Фа или Фа-диез третьей октавы, в зависимости от конструкции модели саксофона. Сольный диапазон, пожалуй, не имеет единообразных параметров, так как зависит от владения саксофонистом сверхвысоким диапазоном, то есть диапазоном который находится выше ноты Фа-диез третьей октавы.

У каждого вида саксофона есть особенности использования тех или иных регистров. Существуют модели баритон-саксофона как с нижним клапаном Ля малой октавы, так и с укороченным раструбом, то есть до ноты Си-бемоль, как и у остальных видов саксофонов. В качестве исключения нижний предел оркестрового диапазона баритон-саксофона следует считать от ноты Ля малой октавы, так как эта нота достаточно часто встречается в партиях саксофона-баритона в различных оркестрах, да и вообще для баритона характерны партии именно в нижнем регистре, именно по этой причине для игры в оркестре лучше выбирать модели баритон-саксофона с нижней нотой Ля. Вместе с тем из-за характерного тембра многие исполнители-солисты предпочитают баритоны без нижней Ля. По всей видимости, наиболее разносторонне представлена игра в различных регистрах у тенор-саксофона, что в свою очередь, конечно же, зависит от характера музыкального произведения и аранжировки. Чаще всего в исполнительской практике альт-саксофониста встречается игра во второй октаве, то есть, конечно, более низкие звуки тоже нередко используются, но тенденция к высокому регистру вполне явная. Для сопрано-саксофона характерна игра в оркестровом диапазоне и нередко в нижнем регистре.

Рабочий диапазон альт- и тенор-саксофонов составляет чуть более двух с половиной октав, однако его можно расширить вверх ещё примерно на октаву и использовать регистр, называемый «альтиссимо», который будет полезен например для эффектного и яркого соло. Из-за конструкционных различий между альт- и тенор-саксофонами аппликатура регистра альтиссимо будет не одинаковая. Так же существует множество вариантов аппликатур для различных нот. У каждой аппликатуры есть свои достоинства и недостатки — какие-то позволяют легче извлекать требуемый звук и устойчиво его удерживать, какие-то имеют более точную интонацию, какие-то берутся с помощью удобной и логичной аппликатуры, позволяющей относительно легко переходить с ноты на ноту. Я выбрал для себя такие варианты аппликатур регистра для альт и тенор саксофонов, которые достаточно устойчивы по звукоизвлечению, подвергаются несложной корректировке интонации, а так же более-менее логичны по переключению между аппликатурами различных нот при исполнении ладов, аккордов и арпеджио. Однако для извлечения нот в третьей и четвёртой октаве на саксофоне нужно не столько знание аппликатур, сколько достаточно серьёзные навыки и умения в управлении дыханием и точная работа амбюшура. Для начала освоения регистра альтиссимо стоит обратить своё внимание на упражнения направленные на извлечение обертонов и многозвучий, затем добиться чёткого извлечения ноты Фа третьей октавы с помощью фронтального клапана Фа, который в англоязычной методической литературе ещё называют «Harmonic Key». Прочувствовать правильное звукоизвлечение в регистре альтиссимо, так же как и в основном регистре, помогут упражнения на вибрато и филированные звуки. После ноты Фа третьей октавы, стоит освоить ноту Ми третьей октавы, которая несколько более трудна в звукоизвлечении, затем Фа-диез и далее продолжить двигаться вверх по хроматизму. Сначала будет проще переходить с ноты на ноту без атаки с помощи языка (legato), затем необходимо освоить как штрих деташе (detache), так и другие виды артикуляции. Потом можно начать играть лады, аккорды и арпеджио, постепенно расширяя диапазон вверх.

При переходе на высокие ноты с использованием фронтального клапана Фа с нот от Ре до Си первой и второй октавы указательному пальцу левой руки приходится перескакивать с клапана Си на фронтальный клапан Фа, что в очень быстрых темпах просто невозможно, особенно при чередовании нот высокого и среднего или низкого регистров. Для решения этой проблемы существует небольшая хитрость. В таких случаях можно заменить использование фронтального клапана Фа — удерживаем клапан Си указательным пальцем левой руки, при этом открывая ладонью боковой рычаг клапана Фа третьей октавы. Этот способ так же является решением для саксофонов, в конструкции которых фронтальный клапан Фа отсутствует.
 

АППЛИКАТУРА РЕГИСТРА АЛЬТИССИМО
ДЛЯ АЛЬТ-САКСОФОНА

 

АППЛИКАТУРА РЕГИСТРА АЛЬТИССИМО
ДЛЯ ТЕНОР-САКСОФОНА


 

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9