English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 47 • Форма музыкальных произведений

Музыкальная форма произведения — это закономерная последовательность частей композиции, которая способствует восприятию художественного образа, и является одним из важнейших выразительных средств на палитре композитора. Самая распространённая форма песенных произведений, как правило, представляет собой последовательность чередующихся куплетов и припевов. Текст и мелодия припевов в большинстве случаев повторяются каждый раз в неизменном виде. При этом текст различных куплетов отличается друг от друга, что в свою очередь достаточно часто приводит к небольшим вариациям в мелодии куплета, которые зависят от количества слогов в словах, так как поются нотами только гласные звуки. Таким образом простейшая форма песни может представлять собой такую формулу: куплет 1 (A1), припев (B), куплет 2 (A2), припев (B). Такая форма напоминает одну из видов классической музыкальной формы, которая называется «рондо». То есть простейшая песенная форма выглядит, например, так:

 
A1, B, A2, B, A3, B.

 

Для увеличения эмоционального напряжения и полного удовлетворения от прослушивания песни в конце можно исполнить не один припев, а несколько подряд, что также в некоторых случаях приводит к модификации мелодии и гармонии окончания припева, так как теперь переход с припева осуществляется не на куплет, а на припев, что как правило должно быть оправдано с помощью изменения последних двух тактов стандартного припева.

Для того, чтобы логично завершить цикл из нескольких припевов, понадобится специальное окончание последнего припева, которое называется «кода» — итальянское «Coda» — «хвост, конец, шлейф». Самый распространённый вид коды — это троекратное повторение последней строчки припева с остановкой на последней ноте мелодии, в большинстве случаев немного изменённой.

Для того, чтобы позволить публике успеть настроиться на восприятие песни ещё до начала текста произведения, в начале играют вступление, которое называют «Intro», сокращение от латинского «introductio» — «введение, приведение».

Во второй половине песни очень часто вставляют инструментальный проигрыш, который представляет собой соло на каком-либо музыкальном инструменте. В результате получается полноценная песенная форма:

Intro, A1, B, A2, B, Solo, B, A3, B, B, B, B, Coda.

 

Разумеется, что возможны различные видоизменения, дополнения или сокращения этой формулы, предназначенные для того, чтобы песня не получилась слишком длинной и не надоела публике, но и не слишком короткой для полноценного восприятия. Например, для увеличения продолжительности песни в быстром темпе, а также для того, чтобы дать публике успеть осознать текст предыдущего текста, после каждого припева может быть добавлен небольшой инструментальный проигрыш. Или инструментальный проигрыш может заменить все припевы, то есть текст песни будет только в куплетах. Также может быть не один проигрыш, а два соло на различных инструментах. Если песня имеет очень много куплетов, в которых, например, рассказывается длинная связная история, припев может следовать через каждые два куплета или даже ещё реже. Так или иначе, но существует стандарт продолжительности одной песни, который ещё называют «радио формат», согласно которому песня не должна звучать более трёх с половиной минут. Разумеется, велик риск того, что в художественный образ слишком короткой песни публика просто не успеет вникнуть, поэтому песни продолжительностью менее двух минут встречаются гораздо реже. Если же песня представляет собой медленный танец, то вполне адекватная продолжительность может быть вплоть до пяти минут.

Традиционные блюзы и их прямые потомки, например рок-н-ролл (Rock'n'Roll), напоминают по форме «частушки», то есть являются серией трёхстрочных куплетов, дополненных инструментальными соло-импровизациями. При этом мелодия каждого следующего куплета, который имеет специальное название «двенадцатитактовый блюзовый квадрат», является вариацией мелодии предыдущего блюзового квадрата. В качестве вступления в блюзах достаточно часто используется целый квадрат инструментального соло. Также в качестве вступления могут быть представлены только четыре последних такта блюзового квадрата. В некоторых случаях вступление может быть без солирующего инструмента, то есть только аккомпанемент. Кода, то есть завершение, в блюзах чаще всего получается из модифицированного или дополненного окончания двенадцатитактового блюзового квадрата.

Intro, A1, A2, Solo1, Solo2, A3, Coda.

 

Самой распространённой формой джазовых музыкальных произведений является форма «AABA». Эта форма устроена таким образом, что слушатель запоминает музыкальное произведение практически после одного прослушивания. Происходит это следующим образом. В начале основная мелодия темы звучит первый раз, и слушатель знакомится с мелодией, эта часть называется «A1». Затем эта часть тут же повторяется, а, как известно, для запоминания важно именно повторение, то есть как раз происходит первичное заучивание наизусть, эта часть называется «A2», и она, как правило, имеет отличия в последних двух тактах, которые предназначены для перехода на следующую, контрастную часть «B», которую называют «бридж» от английского «Bridge» — мост, перемычка. Часть «B» отвлекает слушателя от части «А», тем самым давая ему время на усвоение полученной информации. Бридж имеет контрастную мелодию и гармонию, то есть если мелодия части «A» была ритмична, состояла из относительно мелких длительностей, то мелодия части «B», как правило, состоит из небольшого количества нот большой длительности. Разумеется, может быть и наоборот — подвижная часть «B» противопоставляется протяжной части «A». Гармония части «B» достаточно часто представляет собой смену аккордов по квартовому кругу, при этом начаться часть «B» может как с отклонения в субдоминантовую тональность от основной тональности произведения, так и с отклонения в одноимённую мажорную или минорную тональность.

Частота смены аккордов в частях «A» и «B», как правило, так же контрастна, причём, в конце части «B» смена аккордов может быть более частой, для того, чтобы подвести гармоническое движение к переходу на часть «A». То есть после «A1, A2, B» вновь появляется часть «A», которую слушатель уже воспринимает как знакомую, любимую мелодию. Эта часть называется «A3», и она полностью идентична «A1», так как после неё следует новый «джазовый квадрат AABA», который так же называют «тридцатидвухтактовый квадрат», так как части «A» и «B», как правило, имеют продолжительность в восемь тактов, то есть являются стандартными восьмитактовыми музыкальными предложениями. Таким образом, получается, что в простейшем случае после первого проведения темы «AABA» следует полный тридцатидвухтактовый квадрат соло-импровизации «AABA», после которого вновь исполняется квадрат темы «A1, A2, B, A3», который заканчивается кодой.

Самым распространённым окончанием является троекратное повторение последней фразы части «A3». И, конечно же, в начале музыкальной пьесы в большом количестве случаев играется вступление, которое чаще всего бывает продолжительностью или восемь, или четыре такта. Английское «Theme» — тема, «Improvisation» — импровизация. Таким образом в средних темпах форма «AABA» имеет такой вид:

Intro, Theme (A1, A2, B, A3),
Improvisation (A1, A2, B, A3),
Theme (A1, A2, B, A3), Coda.


Если произведение имеет достаточно быстрый темп или формат выступления позволяет играть длинные соло, то солист может импровизировать не один квадрат, а несколько. Разумеется, если в музыкальном коллективе есть несколько солистов, то каждый может сыграть по квадрату. Для того, чтобы соблюсти динамику развития музыкального произведения, солисты, как правило, должны играть соло-импровизации в такой последовательности: гитара, фортепиано, саксофон, труба, контрабас, барабаны. Однако на практике по различным причинам это правило нарушается всевозможными способами. С точки зрения драматургии это напоминает дискуссию. В начале идёт постановка проблемы, то есть исполняется тема, причём очень желательно в виде наиболее близком к задумке автора музыкального произведения. Затем начинается обсуждение, то есть каждый желающий имеет возможность высказать свои соображения по поводу поставленного автором вопроса — тут как раз настаёт время полной свободы для солистов-импровизаторов. Иногда последний квадрат импровизации представляет собой диалог двух солистов, которые переговариваются между собой двухтактовыми фразами. Хотя это скорей не диалог, а настоящий спор, который происходит чаще всего между барабанщиком и саксофонистом. И в конце опять напоминается мнение по освещённой проблеме самого автора музыкального произведения.

Intro, Theme (A1, A2, B, A3), Improvisation 1 (A1, A2, B, A3),
Improvisation 2 (A1, A2, B, A3), Improvisation 3 (A1, A2, B, A3),
Improvisation 4 (A1, A2, B, A3), Improvisation 5 (A1, A2, B, A3),
Theme (A1, A2, B, A3), Coda.

 

В медленных джазовых балладах очень часто используется сокращённая форма «AABA», при которой солист импровизирует только в частях «A1» и «A2». То есть в начале — небольшое, чаще всего двух или четырёхтактовое вступление, затем полностью тридцатидвухтактовое проведение темы «AABA», далее соло-импровизация «A1» и «A2», и в заключение следует вторая половина темы, то есть части «B» и «A3». Чаще всего медленные джазовые баллады не имеют расширенной коды, то есть для окончания используется последняя фраза части «A3».

Intro, Theme (A1, A2, B, A3), Improvisation (A1, A2), Theme (B, A3).

 

В джазовых балладах среднего темпа, когда есть желание сыграть полный тридцатидвухтактовый квадрат импровизации, но при этом не слишком увеличивать общую продолжительность композиции, после соло сразу переходят на «Bridge», то есть на вторую половину темы, то есть играют части «B» и «A3». В соло-импровизации при этом необходимо заменить последнюю часть «A3», на «A2», так как требуется переход на часть «B». Таким образом, мы получаем такую формулу:

Intro, Theme (A1, A2, B, A3),
Improvisation (A1, A2, B, A2),
Theme (B, A3).

 

В итоге получается, что с помощью изменения формы можно придать произведению требуемую продолжительность, как для достижения оптимального выражения и восприятия музыкально-художественного образа, так и в соответствии с необходимым «радио форматом». Разумеется, в рамках этой главы описаны только самые распространённые виды форм произведений в эстрадно-джазовой и популярной музыке. В практике нередко встречаются и другие построения формы, которые всегда стоит анализировать в первую очередь с точки зрения восприятия произведения публикой.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9